Двухместный самолет для
первоначального обучения,
сменивший УТ-2 в ВВС, гражданской
авиации и аэроклубах.
Это первый отечественный
учебный самолет металлической
конструкции с убирающимся шасси.
Як-18 - однодвигательный
низкоплан со свободнонесущим
крылом, убирающимся основными
колесами шасси и неубирающимся
хвостовым колесом.
Крыло металлической
конструкции состоит из
прямоугольного центроплана и
трапециевидных отъемных консолей.
Силовой каркас центроплана
образован двумя лонжеронами и
набором нервюр, обшивка
металлическая. Центроплан
крепится к фюзеляжу четырьмя
болтами. Силовой каркас консолей
образован двумя лонжеронами,
набором нервюр и диагональных
лент-расчалок. Носки консолей - из
дуралюминового листа, обшивка
полотняная. Консоли крепятся к
центроплану четырьмя болтами.
Профиль крыла Кларк YH.
Относительная толщина профиля
крыла у корня 14,5 %, на концах - 9 %,
сужение крыла - 2. Элероны -
щелевого типа, с осевой
компенсацией; они имеют
металлический каркас и
полотняную обшивку. Посадочный
щиток - типа Шренк, установлен по
всему размаху центроплана.
Каркас фюзеляжа
представляет собой сваренную из
стальных труб пространственную
ферму прямоугольного сечения,
образованную двумя верхними и
двумя нижними лонжеронами,
соединенными между собой рамами,
системой раскосов и одной парой
лент-расчалок. Опалубка фюзеляжа
собрана из дуралюминовых
профилей и обтянута полотном.
Кабины летчика-инструктора
и учлета имеют фонарь из
плексигласа, граненый козырек и
сдвижные части на
шарикоподшипниках, отодвигаемые
назад по направляющим рельсам и
фиксируемые в трех положениях. В
задней кабине предусмотрена
установка колпака для слепых
полетов.
Сиденья летчиков регулируются
по высоте. - В отличие от
эксплуатирующегося ныне самолета
Як-52
Хвостовое оперение -
металлическое, подкосно-расчалочного
типа, обшивка полотняная, профиль
симметричный. Руль высоты снабжен
триммерами, управляемыми из
кабины.
Взлетно-посадочные устройства
включают:
- убирающееся назад в
центроплан шасси консольного
типа с пневмоподъемниками.
Шасси имеет масляно-пневматическую
амортизацию и колеса 500x150 мм (диаметр
х ширина профиля) массой по 13,2
кг с пневматическими
двухколодочными тормозами и
пневматиками полубалонного
типа. Шасси убирается не
полностью - амортизационная
стойка и часть пневматика
выходят за нижнюю обшивку
центроплана, специальные упоры
замков убранного положения
дают возможность производить
аварийную посадку на колеса при
убранном шасси;
- ориентирующееся хвостовое
колесо 200x80 мм массой 1,4 кг с
масляно-пневматическим
амортизатором. Неубирающееся
хвостовое колесо укреплено на
полувилке и имеет
автоматический стопор, колесо
стопорится в линии полета при
отклонении руля высоты вверх в
диапазоне 17...25°;
- посадочный щиток с
пневматической системой его
подъема и выпуска.
- Управление самолетом -
двойное.Управление рулем
направления и триммерами -
тросовое, рулем высоты -
смешанного типа, элеронами - с
помощью тяг, посадочным щитком
и шасси -пневматическое.
На ручке управления имеется
кнопка растормаживания.
Двигатель -
пятицилиндровый двигатель
воздушного охлаждения М-11ФР.
По сравнению с более ранними
серийными вариантами М-11
мощность двигателей М-11Ф-1 и М-11ФР
увеличена с 125 до 160 л.с.
На двигателе установлены:
винт изменяемого шага (ВИШ),
воздушный компрессор, вакуум-насос,
генератор, экранированная
система зажигания и система
воздушного запуска. На М-11ФР для
использования всех преимуществ
ВИШ и улучшения эксплуатации
были установлены регулятор
числа оборотов Р-2 и
беспоплавковый карбюратор К-11БП,
а также увеличена прокачка
масла.
Двигатель закрыт
легкосъемным капотом из пяти
крышек (по числу цилиндров) с
выступами каплевидной формы
под головки цилиндров. В
переднем диске капота - пять
отверстий для входа воздуха,
охлаждающего двигатель. Зимой
два нижних отверстия и одно
верхнее закрываются заслонками.
Втулка винта закрыта съемным
коком. Подача сжатого воздуха
для запуска двигателя и
зажигание смеси - от одной
кнопки.
Двигатель снабжен
аэромеханическим винтом-автоматом
В-501Д-81 конструкции Г.И.Кузьмина
и Г.М.Заславского. Особенность
аэромеханического винта -
автоматическая установка
лопастей на нужный угол в
зависимости от скорости полета
и числа оборотов вала двигателя.
Винт двухлопастный, диаметр 2,3 м,
лопасти из сосны и прессованной
дельта-древесины. Сухая масса
двигателя с агрегатами 195 кг,
масса винта 30 кг.
Бензосистема имеет два
бака вместимостью по 75 л в
центроплане.Максимальный запас
бензина - 110 кг при удельной
массе 0,735 кг/л.
Масляная система состоит из
маслобака вместимостью 22 л,
маслонасоса, сетчатого фильтра
на выходе масла в двигатель и
маслопровода. Маслобак и фильтр
установлены на противопожарной
перегородке.
Пилотажно-навигационные
приборы и приборы контроля
работы винтомоторной группы (в
основном одинаковые в передней
и задней кабинах) установлены
на трех панелях.
Самолет имеет приемно-передающую
радиостанцию РСИ-6 и
радиополукомпас (РПК) с
радиоотметчиком РПКО-10М.
Дальность двусторонней
радиосвязи с землей - 120 км при
высоте полета 1000 м. Радиус
действия РПКО с приводными
станциями - 150...200 км по каналу
РПК и 50 км по каналу РПКО-10М.
Антенна радиостанции -
горизонтальная, двухлучевая, с
мачтой из бука, установленной
на задней неподвижной части
фонаря за спиной инструктора.
Первоначально антенна была
безмачтовой. Рамочная антенна
РПКО-10М помещена в специальный
люк в передней части верхнего
гаргрота фюзеляжа.
Средством внутрисамолетной
связи служит самолетное
переговорное устройство,
включаемое кнопками на рычагах
нормального газа в обеих
кабинах.
Источниками энергии на
самолете являются
установленный на двигателе
генератор ГС-10-350М мощностью 350
Вт и аккумуляторная батарея 12А-10.
Бортовая электросеть выполнена
по однопроводной схеме.
Напряжение в сети 26 В. Для
проверки на земле радиостанции
и других потребителей
электроэнергии предусмотрено
подключение аэродромного
аккумулятора
Оборудование для ночных
полетов (отсутствующее
на Як-52) включает в себя:
- посадочную фару;
- аэронавигационные огни;
- кабинные лампы для
освещения кабин и
приборов.
Компасы и механизм
дистанционного управления
приемником РПК имеют лампы
подсвета.
|
|
|